| Адзи |
Потенциальная возможность |
| Адзи кэси |
Ход, уничтожающий АДЗИ в построениях соперника |
| Аки сан каку |
Форма «пустой треугольник» |
| Амари гатати |
Форма кажется хорошей, но мало что дает |
| Атари |
Угроза уничтожения в один ход |
| Атэ |
То же самое, что и АТАРИ |
| Атэкоми |
Ход, угрожающий разрезать КОСУМИ |
| Атэноби |
АТАРИ и НОБИ |
| Ацуми |
Плотность |
| |
|
| Бамбо |
«Бамбук», параллельные двойки камней, разделенные общими ДАМЭ |
| Байоми |
Дополнительное время на обдумывание ходов в партии |
| Боси |
Накрывание сверху |
| Боцуги |
Соединение трех камней в линию |
| |
|
| Варикоми |
Вклинивание между двумя камнями |
| Вариути |
Ход на стороне, создающий МИАИ для построения БАЗЫ |
| Варуи |
Плохая, неэффективная форма камней |
| Ватари |
Соединение по краю доски |
| |
|
| Гобан |
Доска или специальный маленький столик из дерева для игры Го |
| Готэ |
Ход с потерей темпа |
| Гудзуми |
Ситуация, когда АКИ-САН-КАКУ становится хорошей |
| Гэта |
Ловушка для камней |
| Гяку-ёсэ |
Обратное ЁСЭ |
| |
|
| Дайдай гэйма |
Ход на четыре пункта прямо и один в сторону (ср. КЭЙМА) |
| Дамэ |
Нейтральный, ничейный пункт; точка дыхания, степень свободы |
| Дамэзумари |
Нехватка, недостаток ДАМЭ у группы камней |
| Дан |
Ступень мастерства в игре, мастерский уровень |
| Данго |
Плотная, неэффективная масса камней |
| Дзёсэки |
Локально обоюдоравная последовательность ходов |
| Дзиго |
Ничья |
| Дзингаса |
Двойной пустой треугольник из четырех камней |
| Дзоку судзи |
Плохой стиль игры |
| Дэ |
Проталкивание - ход между двумя камнями соперника |
| Дэгири |
Комбинация из ходов ДЭ и КИРИ |
| |
|
| Ёсу-миру |
Пробный ход, «ход-вопрос» |
| Ёсэ |
Завершающая стадия партии |
| |
|
| Иккэн басами |
ХАСАМИ для камня через один пункт на третьей линии |
| Иккэн симари |
СИМАРИ из камней в пунктах 3-4 и 5-4 |
| Иккэн такабасами |
ХАСАМИ для камня через один пункт на четвертой линии |
| Иккэн тоби |
Прыжок через пункт |
| Иси |
Камень |
| Иси-но-сита |
Комбинация с игрой на месте съеденных камней |
| Итиго мас |
Форма «Плотницкий квадрат» |
| |
|
| Какэмэ |
Ложный глаз |
| Кадо |
Угол |
| Какари |
Атака одинокого камня в углу, препятствующая созданию СИМАРИ |
| Какаэ |
Обнимающий ход |
| Какэ |
Надавливающий ход |
| Какэцуги |
Форма «висячее соединение» |
| Карами |
Раскалывающая атака |
| Каруи |
Легкая форма, без труда образующая два глаза |
| Катасэнтэ |
Одностороннее СЭНТЭ |
| Катати |
Форма камней |
| Катацуги |
Плотное соединение |
| Катацуки |
Ход по диагонали от камня соперника |
| Кикаси |
Ход, требующий обязательного и однозначного ответа |
| Кири |
Разрезание |
| Кириноби |
Комбинация из ходов КИРИ и НОБИ |
| Киритигаи |
Обоюдное разрезание |
| Ко |
Ситуация и правило: запрещено повторять позицию |
| Ко-борьба |
Борьба вокруг взятия одного камня, связанная с правилом КО |
| Когэйма симари |
СИМАРИ из камней в пунктах 3-4 и 5-3 |
| Кодатэ |
Ко-угроза |
| Коми |
Компенсация в очках за право первого хода |
| Комоку |
Пункт 3-4 |
| Коригатати |
Переконцентрированная форма |
| Косуми |
Ход по диагонали от своего камня |
| Косуми цукэ |
КОСУМИ с прилипанием к камню соперника |
| Кэйма |
Ход конем на два пункта прямо и один пункт в сторону |
| Кэйма ватари |
Соединение с помощью КЭЙМА по краю доски |
| Кэйма цуги |
Соединение с помощью КЭЙМА |
| Кэси |
Гашение МОЙО соперника, подчистка |
| Кю |
Ступень любительской классификации, разряды вниз от СЁДАН |
| |
|
| Магари |
Ход, создающий из камней угловую форму |
| Магари симоку |
У группы один изогнутый глаз в углу из четырех пунктов |
| Маннэн ко |
Тысячелетнее ко |
| Манэго |
Зеркальная стратегия повторения ходов соперника |
| Миаи |
Два равносильных хода (равнозначных пункта) |
| Мойо |
Наметки территории, обычно в широких рамках |
| Мокухадзуси |
Пункт 3-5 |
| Мотикоми |
Испорченное вторжение |
| Мукаи комоку |
Симметричное КОМОКУ |
| Мэ |
Глаз, внутренний свободный пункт группы |
| |
|
| Накадэ |
Создание одного большого глаза, не разбиваемого на два |
| Нараби |
Удлинение от своего камня в отсутствие камня соперника |
| Нигири |
Розыгрыш цвета перед началом партии |
| Нидан банэ |
Двойное ханэ |
| Никкэн басами |
ХАСАМИ для камня через два пункта на третьей линии |
| Никкэн бираки |
Распространение через два пункта от своего камня |
| Никкэн такабасами |
ХАСАМИ для камня через два пункта на четвертой линии |
| Никкэнтоби |
Прыжок через два пункта от своего камня |
| Нирэнсэй |
ФУСЭКИ с двумя камнями ХОСИ на одной стороне |
| Ноби |
Удлинение от своего камня |
| Нобикоми |
Удлинение в сторону чужой территории |
| Нозоки |
Угроза разрезания |
| Нуки |
Взятие |
| |
|
| О-ба |
Большой пункт в ФУСЭКИ |
| Огэйма |
Большой ход конем - дальше КЭЙМА на один пункт |
| Огэйма симари |
СИМАРИ из камней в пунктах 3-4 и 6-3 |
| Одзару |
«Прыжок обезьяны», ОГЭЙМА со второй линии на первую |
| Ои-отоси |
Захват (с жертвами) последовательными АТАРИ |
| Оки |
Вбрасывание камня с целью уничтожения глаз |
| Окито |
Жертва двух камней на краю доски с целью лишения глаз |
| Омои |
Тяжелая, неуклюжая форма, имеющая проблемы с глазами |
| Осаэ |
Блокирующий ход, предупреждающий ноби соперника |
| Оси |
Толчок, напор, придавливание |
| |
|
| Пинцуги |
Прямое соединение |
| Поннуки |
Форма, возникающая после взятия одного камня |
| |
|
| Рэйсэй |
Спокойствие, самообладание, невозмутимость, хладнокровие |
| |
|
| Сабаки |
Легкая, эластичная форма |
| Сагари |
Вытягивание к краю доски со второй или третьей линии |
| Сангэн басами |
ХАСАМИ для камня через три пункта на третьей линии |
| Сангэн такабасами |
ХАСАМИ для камня через три пункта на четвертой линии |
| Санрэнсэй |
ФУСЭКИ с тремя камнями ХОСИ на одной стороне |
| Сан-сан |
Пункт 3-3 |
| Сару субэри |
То же самое, что и ОДЗАРУ |
| Сасикоми |
Вставка |
| Сёдан |
Первый ДАН |
| Сибори |
Прижимание |
| Сикацу |
«Смерть и жизнь», «схватиться не на жизнь, а на смерть». Ср. ЦУМЭ-ГО |
| Симари |
Ограждение угла из двух камней |
| Синоги |
Выход из затруднительного положения |
| Ситё |
Способ захвата камней, внешне похожий на лестницу |
| Ситё |
атари Ход, прерывающий СИТЁ |
| Субэри |
Скольжение с помощью КЭЙМА с третьей линии на вторую |
| Судзи |
Замысел, сюжет, канва |
| Сусоаки |
Заглядывание в чужую территорию |
| Сутэиси |
Жертва, жертвенные камни |
| Сэй-моку |
Форовые пункты |
| Сэки |
Форма жизни групп без двух глаз (невыгодно нападать первым) |
| Сэмэай |
Антагонистическая борьба двух групп соперников за выживание |
| Сэнтэ |
Ход без потери темпа |
| |
|
| Такамоку |
Пункт 5-4 |
| Такэфу |
То же, что и БАМБО |
| Тасуки |
ФУСЭКИ, в котором черные занимают противоположные углы |
| Тати |
Поднятие позиции, «вставание» |
| Тоби |
Прыжок |
| Тобидаси |
Прыжок наружу, выскакивание |
| Тобикоми |
Прыжок в чужую зону |
| Тобицукэ |
Прыжок вплотную к камню соперника |
| Тобимагари |
Прыжок, образующий угол |
| Тосэй |
Вечная жизнь. Бесконечное повторение взятия камней |
| Тэвари |
Анализ позиции после попарного снятия лишних камней |
| Тэдомари |
Последние приносящие очки ходы в партии |
| Тэнгэн |
Центральный пункт доски |
| Тэнуки |
Пропуск хода в локальной ситуации (ответ в другом месте) |
| Тэсудзи |
Лучший ход в локальной тактической ситуации |
| Тюбан |
Средняя стадия партии |
| |
|
| Утикаки |
Жертва камня на первой линии для разрушения глаз |
| Утикоми |
Вторжение |
| Уттэгаэси |
Захват камней созданием ДАМЭЗУМАРИ с помощью жертвы |
| |
|
| Фукурэ |
Раздутие формы |
| Фурикавари |
Размен с участием территорий, групп, сфер ВЛИЯНИЯ |
| Фусэки |
Начальная стадия партии |
| |
|
| Хазама тоби |
Прыжок по диагонали через пункт |
| Хамэтэ |
Ход-ловушка (обычно объективно не лучший) |
| Ханами ко |
КО-БОРЬБА, в которой одна из сторон ничем не рискует |
| Ханэ |
КОСУМИ с охватом камня соперника |
| Ханэдаси |
ХАНЭ в пояс кэйма изнутри наружу |
| Ханэкоми |
ХАНЭ между двумя камнями соперника |
| Ханэкэси |
Контр-ХАНЭ |
| Ханэсита |
ХАНЭ снизу |
| Хасами |
Атака путем взятия группы соперника в клещи |
| Хасами цукэ |
ХАСАМИ вплотную |
| Хики |
Оттягивание к своему камню |
| Хираки |
Развитие от своего камня по третьей или четвертой линии |
| Хонинбо |
Один из самых престижных Го-титулов |
| Хорикоми |
Тактическая жертва камня, вбрасывание |
| Хоси |
Пункт 4-4 или в центре стороны по четвертой линии |
| |
|
| Цуги |
Соединение |
| Цукэ |
Ход вплотную к камню соперника (приклеивание) |
| Цукэ-атари |
Присоединение к голове группы |
| Цукэ-гири |
ЦУКЭ и КИРИ |
| Цукэкоси |
ЦУКЭ к талии КЭЙМА |
| Цукэ-кэси |
Контр-ЦУКЭ |
| Цукэ-ноби |
ЦУКЭ и НОБИ, а также вид ДЗЁСЭКИ |
| Цумэ |
Ход, препятствующий ХИРАКИ соперника |
| Цумэ-го |
Задачи на жизнь и смерть |
| Цуппари |
Толчок в бок |
| |
|
| Эгури |
Долото: ход, выбивающий глазную базу из-под камней |
| |
|
| Юруми ситё |
Ситё, которое не убегает; двухтемповое ситё |
| Юсэй |
Превосходство, мощь, господство |
| |
|
| Ягура |
Форма «башня» – квадрат из камней, расположенных через ИККЭН |