Адзи |
Потенциальная возможность |
Адзи кэси |
Ход, уничтожающий АДЗИ в построениях соперника |
Аки сан каку |
Форма «пустой треугольник» |
Амари гатати |
Форма кажется хорошей, но мало что дает |
Атари |
Угроза уничтожения в один ход |
Атэ |
То же самое, что и АТАРИ |
Атэкоми |
Ход, угрожающий разрезать КОСУМИ |
Атэноби |
АТАРИ и НОБИ |
Ацуми |
Плотность |
|
|
Бамбо |
«Бамбук», параллельные двойки камней, разделенные общими ДАМЭ |
Байоми |
Дополнительное время на обдумывание ходов в партии |
Боси |
Накрывание сверху |
Боцуги |
Соединение трех камней в линию |
|
|
Варикоми |
Вклинивание между двумя камнями |
Вариути |
Ход на стороне, создающий МИАИ для построения БАЗЫ |
Варуи |
Плохая, неэффективная форма камней |
Ватари |
Соединение по краю доски |
|
|
Гобан |
Доска или специальный маленький столик из дерева для игры Го |
Готэ |
Ход с потерей темпа |
Гудзуми |
Ситуация, когда АКИ-САН-КАКУ становится хорошей |
Гэта |
Ловушка для камней |
Гяку-ёсэ |
Обратное ЁСЭ |
|
|
Дайдай гэйма |
Ход на четыре пункта прямо и один в сторону (ср. КЭЙМА) |
Дамэ |
Нейтральный, ничейный пункт; точка дыхания, степень свободы |
Дамэзумари |
Нехватка, недостаток ДАМЭ у группы камней |
Дан |
Ступень мастерства в игре, мастерский уровень |
Данго |
Плотная, неэффективная масса камней |
Дзёсэки |
Локально обоюдоравная последовательность ходов |
Дзиго |
Ничья |
Дзингаса |
Двойной пустой треугольник из четырех камней |
Дзоку судзи |
Плохой стиль игры |
Дэ |
Проталкивание - ход между двумя камнями соперника |
Дэгири |
Комбинация из ходов ДЭ и КИРИ |
|
|
Ёсу-миру |
Пробный ход, «ход-вопрос» |
Ёсэ |
Завершающая стадия партии |
|
|
Иккэн басами |
ХАСАМИ для камня через один пункт на третьей линии |
Иккэн симари |
СИМАРИ из камней в пунктах 3-4 и 5-4 |
Иккэн такабасами |
ХАСАМИ для камня через один пункт на четвертой линии |
Иккэн тоби |
Прыжок через пункт |
Иси |
Камень |
Иси-но-сита |
Комбинация с игрой на месте съеденных камней |
Итиго мас |
Форма «Плотницкий квадрат» |
|
|
Какэмэ |
Ложный глаз |
Кадо |
Угол |
Какари |
Атака одинокого камня в углу, препятствующая созданию СИМАРИ |
Какаэ |
Обнимающий ход |
Какэ |
Надавливающий ход |
Какэцуги |
Форма «висячее соединение» |
Карами |
Раскалывающая атака |
Каруи |
Легкая форма, без труда образующая два глаза |
Катасэнтэ |
Одностороннее СЭНТЭ |
Катати |
Форма камней |
Катацуги |
Плотное соединение |
Катацуки |
Ход по диагонали от камня соперника |
Кикаси |
Ход, требующий обязательного и однозначного ответа |
Кири |
Разрезание |
Кириноби |
Комбинация из ходов КИРИ и НОБИ |
Киритигаи |
Обоюдное разрезание |
Ко |
Ситуация и правило: запрещено повторять позицию |
Ко-борьба |
Борьба вокруг взятия одного камня, связанная с правилом КО |
Когэйма симари |
СИМАРИ из камней в пунктах 3-4 и 5-3 |
Кодатэ |
Ко-угроза |
Коми |
Компенсация в очках за право первого хода |
Комоку |
Пункт 3-4 |
Коригатати |
Переконцентрированная форма |
Косуми |
Ход по диагонали от своего камня |
Косуми цукэ |
КОСУМИ с прилипанием к камню соперника |
Кэйма |
Ход конем на два пункта прямо и один пункт в сторону |
Кэйма ватари |
Соединение с помощью КЭЙМА по краю доски |
Кэйма цуги |
Соединение с помощью КЭЙМА |
Кэси |
Гашение МОЙО соперника, подчистка |
Кю |
Ступень любительской классификации, разряды вниз от СЁДАН |
|
|
Магари |
Ход, создающий из камней угловую форму |
Магари симоку |
У группы один изогнутый глаз в углу из четырех пунктов |
Маннэн ко |
Тысячелетнее ко |
Манэго |
Зеркальная стратегия повторения ходов соперника |
Миаи |
Два равносильных хода (равнозначных пункта) |
Мойо |
Наметки территории, обычно в широких рамках |
Мокухадзуси |
Пункт 3-5 |
Мотикоми |
Испорченное вторжение |
Мукаи комоку |
Симметричное КОМОКУ |
Мэ |
Глаз, внутренний свободный пункт группы |
|
|
Накадэ |
Создание одного большого глаза, не разбиваемого на два |
Нараби |
Удлинение от своего камня в отсутствие камня соперника |
Нигири |
Розыгрыш цвета перед началом партии |
Нидан банэ |
Двойное ханэ |
Никкэн басами |
ХАСАМИ для камня через два пункта на третьей линии |
Никкэн бираки |
Распространение через два пункта от своего камня |
Никкэн такабасами |
ХАСАМИ для камня через два пункта на четвертой линии |
Никкэнтоби |
Прыжок через два пункта от своего камня |
Нирэнсэй |
ФУСЭКИ с двумя камнями ХОСИ на одной стороне |
Ноби |
Удлинение от своего камня |
Нобикоми |
Удлинение в сторону чужой территории |
Нозоки |
Угроза разрезания |
Нуки |
Взятие |
|
|
О-ба |
Большой пункт в ФУСЭКИ |
Огэйма |
Большой ход конем - дальше КЭЙМА на один пункт |
Огэйма симари |
СИМАРИ из камней в пунктах 3-4 и 6-3 |
Одзару |
«Прыжок обезьяны», ОГЭЙМА со второй линии на первую |
Ои-отоси |
Захват (с жертвами) последовательными АТАРИ |
Оки |
Вбрасывание камня с целью уничтожения глаз |
Окито |
Жертва двух камней на краю доски с целью лишения глаз |
Омои |
Тяжелая, неуклюжая форма, имеющая проблемы с глазами |
Осаэ |
Блокирующий ход, предупреждающий ноби соперника |
Оси |
Толчок, напор, придавливание |
|
|
Пинцуги |
Прямое соединение |
Поннуки |
Форма, возникающая после взятия одного камня |
|
|
Рэйсэй |
Спокойствие, самообладание, невозмутимость, хладнокровие |
|
|
Сабаки |
Легкая, эластичная форма |
Сагари |
Вытягивание к краю доски со второй или третьей линии |
Сангэн басами |
ХАСАМИ для камня через три пункта на третьей линии |
Сангэн такабасами |
ХАСАМИ для камня через три пункта на четвертой линии |
Санрэнсэй |
ФУСЭКИ с тремя камнями ХОСИ на одной стороне |
Сан-сан |
Пункт 3-3 |
Сару субэри |
То же самое, что и ОДЗАРУ |
Сасикоми |
Вставка |
Сёдан |
Первый ДАН |
Сибори |
Прижимание |
Сикацу |
«Смерть и жизнь», «схватиться не на жизнь, а на смерть». Ср. ЦУМЭ-ГО |
Симари |
Ограждение угла из двух камней |
Синоги |
Выход из затруднительного положения |
Ситё |
Способ захвата камней, внешне похожий на лестницу |
Ситё |
атари Ход, прерывающий СИТЁ |
Субэри |
Скольжение с помощью КЭЙМА с третьей линии на вторую |
Судзи |
Замысел, сюжет, канва |
Сусоаки |
Заглядывание в чужую территорию |
Сутэиси |
Жертва, жертвенные камни |
Сэй-моку |
Форовые пункты |
Сэки |
Форма жизни групп без двух глаз (невыгодно нападать первым) |
Сэмэай |
Антагонистическая борьба двух групп соперников за выживание |
Сэнтэ |
Ход без потери темпа |
|
|
Такамоку |
Пункт 5-4 |
Такэфу |
То же, что и БАМБО |
Тасуки |
ФУСЭКИ, в котором черные занимают противоположные углы |
Тати |
Поднятие позиции, «вставание» |
Тоби |
Прыжок |
Тобидаси |
Прыжок наружу, выскакивание |
Тобикоми |
Прыжок в чужую зону |
Тобицукэ |
Прыжок вплотную к камню соперника |
Тобимагари |
Прыжок, образующий угол |
Тосэй |
Вечная жизнь. Бесконечное повторение взятия камней |
Тэвари |
Анализ позиции после попарного снятия лишних камней |
Тэдомари |
Последние приносящие очки ходы в партии |
Тэнгэн |
Центральный пункт доски |
Тэнуки |
Пропуск хода в локальной ситуации (ответ в другом месте) |
Тэсудзи |
Лучший ход в локальной тактической ситуации |
Тюбан |
Средняя стадия партии |
|
|
Утикаки |
Жертва камня на первой линии для разрушения глаз |
Утикоми |
Вторжение |
Уттэгаэси |
Захват камней созданием ДАМЭЗУМАРИ с помощью жертвы |
|
|
Фукурэ |
Раздутие формы |
Фурикавари |
Размен с участием территорий, групп, сфер ВЛИЯНИЯ |
Фусэки |
Начальная стадия партии |
|
|
Хазама тоби |
Прыжок по диагонали через пункт |
Хамэтэ |
Ход-ловушка (обычно объективно не лучший) |
Ханами ко |
КО-БОРЬБА, в которой одна из сторон ничем не рискует |
Ханэ |
КОСУМИ с охватом камня соперника |
Ханэдаси |
ХАНЭ в пояс кэйма изнутри наружу |
Ханэкоми |
ХАНЭ между двумя камнями соперника |
Ханэкэси |
Контр-ХАНЭ |
Ханэсита |
ХАНЭ снизу |
Хасами |
Атака путем взятия группы соперника в клещи |
Хасами цукэ |
ХАСАМИ вплотную |
Хики |
Оттягивание к своему камню |
Хираки |
Развитие от своего камня по третьей или четвертой линии |
Хонинбо |
Один из самых престижных Го-титулов |
Хорикоми |
Тактическая жертва камня, вбрасывание |
Хоси |
Пункт 4-4 или в центре стороны по четвертой линии |
|
|
Цуги |
Соединение |
Цукэ |
Ход вплотную к камню соперника (приклеивание) |
Цукэ-атари |
Присоединение к голове группы |
Цукэ-гири |
ЦУКЭ и КИРИ |
Цукэкоси |
ЦУКЭ к талии КЭЙМА |
Цукэ-кэси |
Контр-ЦУКЭ |
Цукэ-ноби |
ЦУКЭ и НОБИ, а также вид ДЗЁСЭКИ |
Цумэ |
Ход, препятствующий ХИРАКИ соперника |
Цумэ-го |
Задачи на жизнь и смерть |
Цуппари |
Толчок в бок |
|
|
Эгури |
Долото: ход, выбивающий глазную базу из-под камней |
|
|
Юруми ситё |
Ситё, которое не убегает; двухтемповое ситё |
Юсэй |
Превосходство, мощь, господство |
|
|
Ягура |
Форма «башня» – квадрат из камней, расположенных через ИККЭН |