Скачать Го-учебник
Скачать программы по игре Го
Начало
Предисловие
Главное в Го – это свобода
Пустота и территория
Доска и камни – Земля и Небо
Символика Го
Культура Го
Правила Го
Го
в управлении и предпринимательстве
Как
заниматься Го
Го
и компьютер
Федерация
Го
Словарь
японских терминов Го
Путеводитель
Мастера Го
Важная
информация
|
Правило Ко
Диаграмма 5-20
Изображенная здесь ситуация называется положением
Ко.
На верхней доске нижний белый камень находится в положении атари.
У него остался только один пункт дыхания, который черные могут занять,
создав позицию, приведенную на правой доске.
Пленный белый камень снимается с доски и кладется в крышку чаши для
камней. Образовавшееся положение показано на нижней доске - это зеркальное
отображение верхней доски. Но теперь в положении атари
оказался черный камень!
Если белые ходом, показанным на левой доске, захватывают его (точно
такую же позицию мы видим и на правой доске), после снятия черного камня
повторяется позиция на верхней доске, с которой все и началось. Каждым
ходом игроки захватывают друг у друга по одному камню. Подобная ситуация
может длиться по кругу до тех пор, пока не кончатся сперва все камни в
чашах, а затем и во Вселенной, и так до бесконечности.
Для того, чтоб установить предел повторению позиций, существует правило
Ко. Японское слово Ко - перевод с санскрита
буддийского термина кальпа, означающего очень длинный промежуток времени,
вечность. В индийской философии Маха Кальпа
(большое Ко) исчисляется 1 279 840 тысячами
лет. Понятие Ко можно трактовать как "предел
бесконечности". Этот аспект игры Го связан с глубокими стратегическими
идеями и способами реализации - как на доске, так и жизни.
Правило Ко:
Игрок не может сразу же, следующим ходом снимать одиночный камень
противника, которым был только что захвачен его одиночный камень. Перед
этим он должен совершить ход где-либо в другом месте доски, изменив тем
самым позицию.
вкратце:
Снимать друг у друга камень на одном и том же пересечении можно
только через ход.
Диаграмма 5-21
Черные ходом 1 захватывают белый камень, отмеченный треугольником.
Согласно правилу Ко, белые не могут сразу
же захватить черный камень, которым был снят с доски их одиночный камень.
Белые должны сперва сыграть в другом месте, например, ходом 2.
Диаграмма 5-22
После этого у черных имеется два варианта ответа:
Диаграмма 5-23
В первом варианте черные не отвечают на ход белых и закрывают Ко,
соединяясь ходом 3. У белых появился темп, который они используют для
соединения в 4.
Во втором варианте черные отвечают на ход белых, - например, атакуя
их камень ходом 3. Теперь у белых появилась возможность взять Ко
ходом 4.
Теперь черные должны играть в другом месте доски. Они не могут сразу
захватить камень 4, ведь это будет нарушением правила Ко.
Как мы видим, позиция не повторяется, и у игрока, пробившего Ко,
появляется выбор: закрывать Ко или отвечать
на ход, сделанный соперником в другом месте доски.
Сложившаяся ситуация называется Ко-борьбой,
а "ходы в другом месте доски" называются Ко-угрозами.
При Ко-борьбе необходимо тонко учитывать возможные
последствия. Перечислим несколько основных правил, которыми стоит руководствоваться,
вступая в Ко-борьбу.
- Тот, кто выигрывает Ко (тот,
кто захватывает камень и соединяется), должен что-то приобрести - получить
жизнь для своей группы или захватить группу противника, уменьшить его
территорию и т.д.
- При принятии решения, отвечать на Ко-угрозу
или закрывать Ко, необходимо сравнить ценность
Ко-угрозы с ценностью Ко.
- В целом, Ко имеет смысл закрывать,
если ценность угрозы меньше ценности Ко, и
отвечать на Ко-угрозу, если проигрыш Ко
принесет менее существенные потери или же имеются собственные адекватные
Ко-угрозы.
Приведем примеры ситуации Ко в углу и на стороне
доски.
Диаграмма 5-24
Белые начинают Ко ходом А, снимая черный камень,
отмеченный треугольником.
Разрешенное обратное взятие
Запрет правила Ко не распространяется на случай,
когда при прямом и обратном взятии с доски снимается различное количество
камней - то есть тогда, когда после обратного взятия камня позиция на
доске не повторяется.
Диаграмма 5-25 |
Диаграмма 5-26 |
При прямом взятии черные ходом 1 снимают два отмеченных белых камня,
а белые следующим ходом 2 снимают один черный камень.
Диаграмма 5-27 |
Диаграмма 5-28 |
А здесь сперва белые снимают отмеченный черный камень ходом 1, а в ответ
черные ходом 2 захватывают пять белых камней.
Более подробно искусство Ко-борьбы рассматривается
в книге "Мыслить и побеждать - игра Го для начинающих",
глава 11 - "Стратегические концепции Го", а также в главе 19, "Партия
мастеров".
|