Скачать Го-учебник

Скачать программы по игре Го


Начало
Предисловие
Главное в Го – это свобода
Пустота и территория
Доска и камни – Земля и Небо
Символика Го
Культура Го
Правила Го

Го в управлении и предпринимательстве

Как заниматься Го

Го и компьютер

Федерация Го

Словарь японских терминов Го

Путеводитель Мастера Го

Важная информация

Пленные камни и обреченные камни.
В чем разница?

Камень, лишенный всех точек свободы и снятый с доски, похож на человека, застреленного из револьвера. Раз погибнув, он никогда не оживет.
С другой стороны, камень, окруженный камнями противника и не имеющий возможности спастись, но временно оставленный на доске с некоторыми свободами, похож на заключенного в тюрьму. Хотя у него нет непосредственной возможности бегства, он когда-нибудь в будущем, может быть преуспеет в бегстве путем сотрудничества со своими камнями снаружи, пока он остается на доске.

"Го - самая захватывающая в мире игра". Издание Японской Ассоциации Го (Нихон Ки-ин)
Необходимо различать "пленные камни" - то есть камни, снятые с доски, и "обреченные камни" - то есть камни, у которых в данный момент нет жизненных перспектив.
Если камень полностью окружен и снят с доски в чашу, то он уже не может принимать участия в игре. Однако если обреченная группа, лишенная возможности построить два глаза, стоит на доске (то есть у нее пока что есть одно и более дамэ), то в подходящий момент она может ожить и нанести коварный удар.
Диаграмма 5-68
Проведенная черными операция по разграничению территории в нижней части доски (диаграмма 5-68) поставила перед белыми вопрос: всё ли здесь закончено, или же стоит учитывать наличие одинокого черного камня на своей территории? Вроде бы этот камень обречен...
Диаграмма 5-69
Что же смущает белых? Их беспокоит слабость в пункте, отмеченном крестом (диаграмма 5-69). Если черные сходят в этот пункт, поставив белый камень в атари, белые могут лишиться изрядной части только что огороженной ими территории.
Диаграмма 5-70
Если бы на территории белых не было обреченного черного камня, как на диаграмме 5-70, то их покою ничто бы не угрожало.
Диаграмма 5-71
При попытке вторжения операция черных заканчивается полным крахом (диаграмма 5-71). Но наличие обреченного черного камня всё меняет.
Диаграмма 5-72
Теперь удар черных носит фатальный характер, и территория белых разрушена.
Диаграмма 5-73
Если белые ходят 4 (диаграмма 5-73), то черные захватывают три белых камня ходом 5.
При этом камень, который совсем недавно был обречен, вернулся к жизни, соединившись со своей группой.
Диаграмма 5-74
По этой причине белые должны защититься ходом 4 (диаграмма 5-74), закрыв свою слабость. Теперь у одинокого черного камня в данный момент опять нет шансов выжить.
Почему же игроки не добивают обреченные камни и группы? Причина проста - на подобные ходы просто нет времени. Если тратить три или четыре хода на ликвидацию обреченной группы, соперник может уйти в своем развитии настолько далеко, что догнать мы его уже никогда не сможем. Приходится мириться с наличием скрытых опасностей и угроз в собственном лагере в обмен на быстрое и эффективное развитие своих групп.
По-японски "скрытая угроза" называется адзи, причем это понятие относится как к угрозам противника, так и к собственным "лазутчикам" во вражеском стане. Понятие адзи мы более подробно рассмотрим в разделе, посвященном тактике и стратегии Го.
Часто обреченные камни и группы оживают из-за ошибок игроков или в ходе Ко-борьбы.

Фора и коми (компенсация за право первого хода)

Для слабого игрока вопрос здравого смысла: запрашивать настолько большую фору, на какую только согласится более сильный игрок. Намерение при этом состоит не в том, чтобы обмануть более сильного игрока и выиграть учебную партию, а в том, чтобы заставить сильного игрока играть очень внимательно и приложить максимум усилий с целью научить слабого игрока. Победа в игре на форе не является единственной целью. Как быстро мы можем уменьшить предоставляемую нам фору - вот что является основной целью.

Ясуюки Миура. "Го и восточная бизнес-стратегия"
 
В Го мы можем уравнивать возможности игроков разного уровня игры, используя принцип форы. Традиционно фора подразумевает, что более сильный игрок уступает более слабому несколько ходов подряд. Таким образом, игрок черным цветом изначально имеет фору, так как он первым выходит на игровое поле. В современном Го стоимость первого хода черного оценивается примерно в 6,5 очков (еще 10 лет назад эта оценка равнялась 5,5 очкам, а сейчас иногда используют оценку 7,5 очков). Эти 6,5 очков называются коми. Коми стали применять с середины ХХ века, что связано с повышением спортивной составляющей в игре Го. Если игроки хотят играть на равных, то белый перед началом партии получает в свой актив виртуальные 6,5 очков, которые затем будут учтены при подсчете результата. "Пол-камня", или 0,5 очка устраняют возможность ничейного результата партии, дзиго.
Вот пример подсчета результата партии с коми по японским правилам (с учетом камней, захваченных во время игры):
Диаграмма 5-75
Белые: 80,5 = 61 (территория) + 13 (пленные черные камни) + 6,5 (коми)
Черные: 73 = 47 (территория) + 26 (пленные белые камни)
Белые выиграли 7,5 очков.
Мы видим, что заранее оговоренное коми прибавляется к очкам белых.
При игре без коми белые бы выиграли 1 очко.
При игре на форе более слабый игрок берет себе черные камни. Минимальная фора - это отказ белых от коми или получение белыми коми 0,5 очков в том случае, если игроки стремятся избежать возможности ничейного окончания партии. Считается, что один камень форы стоит примерно 10 очков.
Величина пpедоставляемой фоpы обычно опpеделяется разницей в pазpяде игpоков. Более подробно об этом говорится в книге "Мыслить и побеждать - игра Го для начинающих", глава 13, "Степени мастерства - дан и кю". По традиции черные делают форовые ходы в звездные пункты, поэтому классическая фора варьируется от двух до девяти камней, выставленных в пункты хоси. Размеp фоpы опpеделяется до начала паpтии. По сути, белые просто пасуют на протяжении заранее установленного числа ходов.
По этикету игрок черными выставляет свои камни согласно следующим правилам:
Диаграмма 5-76
Если фоpа составляет пять камней, то чеpные делают свой пеpвый ход в пpавом веpхнем углу, как показано на диаграмме 5-76. Белые пасуют. Затем чеpные делают ходы 3-9, а белые пропускают свои ходы 4-8. После того как чеpные выставили свой камень 9 на центpальный фоpовый пункт, белые делают свой действительно пеpвый ход. Если фоpа составляет девять камней, то поpядок ее выставления показан на диаграмме 5-77.
Диаграмма 5-77
Заметьте, что пpи фоpе в семь камней черные ставят свой седьмой камень на центpальный фоpовый пункт после того, как выставили шесть камней в указанном поpядке.
На доске 13х13 размещение форовых камней аналогично их расположению на доске 19х19.
На доске 9х9 звездные пункты (естественно, кроме тэнгена) расположены на 3 линии, соответственно этому и выставляются форовые камни.
Диаграмма 5-78
Естественно, стратегия игры на форе значительно отличается от стратегии игры на равных. По сути, мы можем говорить о частичном или полном "выключении" начальной стадии игры - фусэки. На максимальной форе в девять камней белые сразу вторгаются в зоны черных, то есть с первого хода начинается средняя стадия игры - тюбан.
Чем больше форовых камней имеет игрок в запасе, тем более спокойной и взвешенной должна быть его игра. А противник, играющий белыми, наоборот, должен искать любую возможность обострить игру, чтобы завязать сложную борьбу с неясным исходом.
Подробнее об этом говорится в главе 13, посвященной стратегии игры на форе.
Теперь же, рассмотрев правила, приступим к игре.
Предыдущий раздел | Следующий раздел
Наверх
   

© И. Гришин, М. Емельянов, А. Степанов, книга "Мыслить и побеждать - игра Го для начинающих"
© С. Мамлеева, графика
© Т. Решетов, диаграммы

майские праздники турция . В София - газов инжекцион цени ниски. . Премиум кожаный чехол для ipad 3 от Vaja лучший чехол для new iPad 3